imageimageimageimageimageimageimageimageimageimage

Александр  К. Иванов

Уроки Поплавского

Раскажу о человеке, подарившеммне новую жизнь. Научную и творческую. Не обойтись без слов благодарности, которые могут понять превратно. Но разве только мне Поплавский открыл новые горизонты? Даже недоброжелатели признают, что взрастание скромного института культуры до уровня Национального университета культуры и искусств - это целиком и полностью заслуга Поплавского и команды, сформированной им же. А  высокий статус ВУЗа открывает новые перспективы и возможности для каждого сотрудника университета.

Вторая трудность для меня заключается в том, что об неординарной личности Поплавского Михаила Михайловича очень много уже написано. Простите великодушно, но мне тоже есть что рассказать.

Зима 1997-98 годов была непривычно холодной. В наших краях – южный регион Кировоградщины – лежали снега. Дороги не расчищались. И жизнь замерла. В это время началась кампания по выборам депутатов в Верховную Раду Украины. Как обычно, с высоких трибун громко декларировалось, что эти выборы «…будуть найпрозоріші, демократичні і вільні та стануть виявленням мудрості електорату…».Но электорат – это такое, - может и ошибиться. Потому в высоких кабинетах заранее уже просчитали, кто должен стать депутатом. Карусель админресурса завертелась.

Был утверждён кандидат от власти и по нашему избирательному округу, - Ольшанский, Голованевский, Ульяновский, Новоархангельский и Добровеличковский районы Кировоградской области. И вдруг, как снег на голову, регистрируется независимый кандидат - Михаил Михайлович Поплавский.

Народ оживился, - избирательная кампания обрела интригу и непредсказуемость. А руководству госадминистраций дополнительные хлопоты, как зубная боль. Теперь нужно было не только содействовать нужному кандидату, но и противодействовать его оппоненту. Например, просто скрывать от мудрого электората место и время встречи независимого кандидата с избирателями. Или задержать его кортеж на часок-другой по дороге под предлогом милицейской проверки автомобиля. А избиратели, не дождавшись кандидата, разойдутся. Причём, с обидой на него. На худой конец, можно просто в нужный момент и в нужном месте отключить свет.

Председатель Ольшанской райгосадминистрации Григорий Алексеевич Харченко вредить Поплавскому не хотел, но и помогать не мог. Вызывает он меня, заведующего отделом культуры, и говорит:

- Кузьмич! Поплавский приезжает к нам с артистами. Значит, будем считать его визиты культурной акцией. Вот ты и занимайся организацией его встреч со зрителями. Подчёркиваю не с избирателями, а со зрителями. Дома культуры в твоём подчинении. Люди есть. Действуй. А в случае чего я тебя прикрою.

Так я стал незримой тенью Поплавского в Ольшанском районе. Не нужно рассказывать, как быстро Михаил Михайлович умеет расположить человека к себе. Я тоже легко и, главное, охотно подчинился его влиянию,  стараясь помогать ему во всём.

Поплавский побывал во всех сёлах нашего района. И не единожды.  На встречах с избирателями был прост, искренен,и это подкупало. О непростых проблемах села он говорил честно, правдиво и со знанием дела,- ведь сам человек от земли. Его же соперник избрал тактику обещаний. Мол, расцвет села точно совпадёт с датой его избрания в народные депутаты.

Но главным козырем Поплавского была свита. Его всегда сопровождали самые известные киевские артисты. Вы только представьте:в селе на сцене, как говорится, на расстоянии вытянутой руки – Ирина Билык, Вєрка Сердючка,Богдан Бенюк, Виктор Павлик, супруги Белоножко, популярнейшая тогда «Аква Вита»… Я просто не могу перечислить всех и за это прошу прощения. Разумеется, такого у нас никогда не было, и, к сожалению, уже не будет. Прошло больше десяти лет, а люди всё ещё помнят те незабываемые минуты, когда имели возможность не только послушать со сцены, но и пожать руку столичной знаменитости, получить автограф и просто поговорить.

Яс интересом постигал Поплавского. Но, как оказалось, и он присматривался ко мне. Наверное, его чем-то удивлял этот сельский абориген со званием заслуженного работника культуры Украины, который носится со своими книгами, песнями и гитарой. Как-то Поплавский вскользь сказал:

- Вот закончим с этими…та-та-та …выборами, и я подумаю о тебе.

С выборами всё шло нормально. Мои сотрудники докладывали (а кто лучше культработника знает настроение людей?), что большинство за Поплавского. Но на подсчёте голосов нас, наивных, «конкретно кинули». Я не хотел верить и сегодня не верю в наше поражение.

К чести Поплавского, он результаты выборов не оспаривал. Он знал, с какой удивительной оперативностью бюллетени были вывезены с участков в территориальные комиссии, потом в окружные и далее, где их след терялся окончательно. Действительно, доказать что-либо было невозможно.

 Я очень переживал неудачу на выборах, считая себя виноватым перед Михаилом Михайловичем. Хотя, как я сейчас понимаю, упрекать себя было не за что.

Прошло несколько месяцев. Неожиданный ночной звонок:

- Это Поплавский. Предлагаю вам должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе Николаевского филиала нашего университета. Думайте.

А подумать было о чём. Предстояло поменять хорошее старое на неизвестное новое. Но не мог себе представить, как я скажу Михаилу Михайловичу – «Нет». Вот и сказал твёрдое – «Да!».

Теперь я знаю о Михаиле Михайловиче Поплавском неизмеримо больше, хотя и сегодня он для меня остаётся загадкой.

Удивительно уже то, что простой сельский парень, не имея высоких покровителей и полагаясь только на себя, сумел защитить две диссертации и стать доктором наук. А потом - ректором института культуры. Это в Киеве, где всё схвачено, поделено и продано. В футболе бывает так: вратарьготов отразить самый хитроумный удар,а мяч неожиданно проскакивает у него между ног. Остаётся только делать хорошую мину при плохой игре: «Ладно уж. Пусть Поплавский потешится ректорством, а потом будет видно».

Для другого доктора наук и ректора эти перипетии могли бы стать главным и единственным успехом в жизни. Но Поплавский как бывший студент,утомлённый научным коммунизмом и марксистско-ленинской эстетикой, уже разработал свою стратегию развития ВУЗа и тут же приступил к её реализации. Этого ему не простили Как следствие - увольнение.

Эпопея с восстановлением в должности ректора тоже весьма показательна. Вподдержку ректора выступили студенты. Сегодня стало привычным, что молодёжь с плакатами участвует в нескончаемых политических дрязгах. Нотогда протестная акция студентов имела совсем другое значение и не могла остаться незамеченной.

Вторая составляющая победы Поплавского - его история с помощью средств массовой информации обрела широкий общественный резонанс. Впервые был поставлен вопрос, как говорится, ребром. Защищено ли право гражданина на труд нашим трудовым законодательством? И, вообще, является ли Украина правовым государством? Я думаю, что удовлетворение судами исков Поплавского - это юридический прецедент, весьма поучительный для нашей Фемиды.

С именем Поплавского справедливо связывают стремительный взлёт Киевского национального университета культуры и искусств. Не исключаю, что процесс развития и становления нашего университета в своё время станет темой научного исследования, где ключевыми словами будут: Поплавский – стратегия – Национальный университет культуры и искусств.

При всей очевидности того, что культура – это не только клубы и библиотеки, каждую пядь образовательного пространства Поплавскому пришлось отвоёвывать. Я помню, как при аккредитации для Николаевского филиала специальности «Менеджмент социально-культурной сферы» мне довелось визировать документы в Киевском экономическом институте менеджмента. Высокие и рядовые чины, считающие себя монополистами в царстве менеджмента, не стеснялись в комментариях: «Какой может быть менеджмент в университете культуры?». И далее:«Поплавскому? Не отдадим!».

Даже, когда Поплавский брался за освоение «целины», - нового, никем не занятого поля - это встречало жёсткое противодействие. Организация Академии парикмахерского мастерства вызвала не только бурное обсуждение, но и бурное осуждение. Этим «знатокам культуры», наверное, не дано знать, чтово всём мире дизайн причёски давно признан одним из направлений искусства и необходимость подготовки специалистов этого профиля в Украине была более чем очевидна.

Но, как говорится, собака лает, а караван идёт. Бесспорно, в основе больших и малых побед университета культуры и искусств - безошибочная стратегия Поплавского и его отменные бойцовские качества.

Бывают руководители от словосочетания «руками водить». Для них очень важно изящество руководящих указаний. Они слывут либералами и демократами. С ними работать легко и приятно. Результаты работы не интересуют ни самого руководителя, ни его подчинённых.

Другой тип руководителя – укротитель. Обычно это тупица, которого  заботит один вопрос: не забыли ли подчинённые «кто в доме хозяин?». Он с утра до ночи тестирует сотрудников нелепыми приказами и ненужными поручениями. Внимательно следит, - все ли готовы исполнять его дурацкие указания. Не брезгует садистскими методами, добиваясь безусловного подчинения себе. Любит щёлкать кнутом. Обожает бег по кругу вокруг себя, Всесильного. Работать некогда. И собственно, некому.

Поплавский – тот редкий тип руководителя, который первым становится в упряжку, как он сам говорит, «перти плуга». И что вообще невиданно в среде современных руководителей, - берёт на себя ответственность за результаты. Халатного отношения к работе он не то что не прощает, - он не может простить. С неисполнительным подчинённым Михаил Михайлович бывает крут. Он уверен, что его жёсткие санкции нужны делу и полезны для самого работника как стимулятор жизненной активности от Поплавского. Предполагаю, Поплавский понимает, что в его темпоритме жить и работать может не каждый. Но людей флегматичных и расслабленных он не любит. Они для него аномалия.

По известной версии, проект «Поющий ректор» был задуман для привлечения внимания к университету культуры и, добавлю, к личности самого Поплавского. Дальновидно было просчитано, что после «шоковой терапии» сформируется здоровый интерес к творчеству поющего ректора. Только такой результат мог положительно сработать на имидж университета. Так и произошло. Но в основе успешности проекта «Поющий ректор» – стремление самого Поплавского к сценической деятельности и его желание сполна реализовать себя в песне.

Мой сын, ученик одиннадцатого класса, который на дух не переносит украинскую попсу, с интересом смотрит шоу-программы Поплавского. Они ему нравятся. Михаил Михайлович очень удачно избрал своё творческое направление. Во-первых – оптимистичная и душевная украинская песня, по стилю приближённая к народной. Во-вторых – римейки любимых песен, ставших почти народными.

Но главное не то, чтоисполняется, а какисполняется. Главный козырь Поплавского – театрализация песни. Динамика массового действа, оригинальные сценические решения, костюмы и реквизит, свет и звук – всё  это свидетельствует о тщательнейшей проработке номера. Значит, об уважении к зрителю. Это не остаётся незамеченным.

На концерты Поплавского приходят даже, не признающие его творчества. Поучиться. Разгадать секрет успеха. «Ребята, не жалейте для чая заварки!», - вот простой и мудрый совет Поплавского. И он не жалеет для своих творческих проектов ни сил, ни средств. Видеоклипы с его песнями на зависть артистическому бомонду безупречны по качеству и эстетически совершенны. Сегодня фактически только Поплавский способен ежегодно представлять свои новые шоу-программы на главной сцене Украины и успешно преодолевать это испытание.

Реализация проекта «Поющий ректор» стала заметным явлением современной культурной жизни. Деятельность Поплавского привлекает всё новых и новых сторонников и… придирчиво отслеживается недругами. Но равнодушных нет.Михаил Михайлович интересен во всех своих проявлениях, что бы там ни говорили. Он является воплощением украинской (уже не американской!) мечты о жизненном успехе.

В газете Верховной Рады «Голос України» была небольшая заметка о рейтинге популярности в контексте статистики изменения фамилий. Оказывается, что в Украине есть люди, желающие поменять свою благозвучную фамилию на - Бубка, в честь нашего легендарного прыгуна с шестом. Есть Петренки, которые хотят называться Шевченками. А в Ивано-Франковской области есть человек, который изменил свою фамилию на - Поплавский. А почему нет? Поплавский - это собирательный образ успешного украинца.

Поплавский не раз говорил, что свой образ сформировал он сам. Это, действительно, так. По его формуле в числителе он неординарная личность, а в знаменателе – ректор и доктор наук. Поплавский очень умело «подогревает» интерес к себе. Он дозированно подбрасывает всё новые и новые «жареные» подробности о себе. Пресса, жадная ко всему сенсационному, с удовольствием «заглатывает наживку». Вот и хорошо. Пусть говорят и пишут о том, что хочет он. Зато теперь настырные журналисты не будут чего-то искать-выискивать в «запретной зоне» и лезть в его непознанную душу.

Приколы Поплавского тоже имеют своё потаённое значение. Он как бы тестирует нас на наличие здравого смысла и чувства юмора. Пусть каждый, приняв информацию о бычьих яйцах, об утреннем сексе или о воде, заряженной от рук Поплавского, сам определит меру достоверности и проверит свой уровень IQ. Или задумается о полезных для здоровья продуктах. Или, проснувшись утром, захочет на практике проверить теорию Поплавского о прелестях утреннего секса. Что плохого? Может, нам всем пора уходить от нашей безликой одинаковости и притворного ханженства? Может, нужно сказать спасибо Поплавскому за то, что он провоцирует нас навздорные мысли и склоняет к самоиронии?

Поплавский многогранен.

Вот он народный депутат Верховной Рады Украины четвертого созыва. Четыре года ответственной работы на посту заместителя председателя Комитета по вопросам культуры и духовности.

Поплавский - инициатор создания и генеральный продюсер телевизионного детского конкурса «Крок до зірок». Уже почти десять лет этот телевизионный проект находит талантливых детей и предоставляет им возможность громко заявить о себе на всю Украину. Благородная цель.

Телепроект «Наша пісня» инициирован Поплавским с целью популяризации украинской песни среди молодёжи. Участником этой телевизионной программы может стать каждый талантливый исполнитель украинской песни, независимо от званий и иных заслуг. «Я хочу, щоб і через багато років наші онуки слухали і співали українські пісні», - говорит Михаил Поплавский. Он снова искренен в своих чувствах и стремлениях.

«Батьківська хата» - социально-культурный проект Михаила Поплавского. Сочетание украинской традиции гостеприимства и европейского уровня сервиса - новое направление в готельно-ресторанном бизнесе.

Поплавский – поющий ректор. Значимый пропагандист украинской песни. Народный артист Украины.

Поплавский – ректор Киевского национального университета культуры и искусств. Автор десяти учебников для студентов и аналитических книг написанных из личного опыта успешного человека.

Каждая из названных сфер деятельности могла бы быть отдельной и самостоятельной жизненной программой. Но все эти ипостаси удивительным образом сочетаются в деятельности одного и того же человека. В этом и есть загадка и феномен Михаила Михайловича Поплавского.