imageimageimageimageimageimageimageimageimageimage

Александр  К. Иванов


Поговорим о музыке


Ещё полвека назад музыки звучало очень мало. Живая музыка - только по праздникам, - духовой оркестр на центральной площади. Не в каждом доме была даже тарелка репродуктора, не говоря уже о магнитофонах и телевизорах. Кадры из кинофильмов тех лет со сценами пения от души или прогулок молодых людей с песней под баян вовсе не наивная выдумка кинорежиссёра. Так было. Любые музыкальные проявления воспринимались как глоток радости в будничной жизни, и каждый человек стремился принять участие в заполнении музыкального вакуума.

Мы уже никогда не узнаем, когда, как и почему человек, подражая пению птиц, впервые попробовал воспроизвести голосом музыкальные звуки, отдалённо напоминающие мелодию. Кто первым додумался из разрознённых звуков свистящих косточек создать некое подобие музыкального инструмента? Но бесспорно и объективно, что человек всегда стремился окружать себя музыкальными звуками, и музыка развивалась вместе ним. Существует теория, что если  полностью и повсеместно перестанет звучать музыка, то человечеству грозит деградация и сумасшествие. Я этому верю.

Для физического выживания человека необходимы воздух, вода и пища. А что необходимо человеку для психического выживания? Однозначно - музыка. Мы уже знаем, что воздух и вода должны быть чистыми, а пища натуральной, без наполнителей, консервантов и пр. А какой должна быть музыка? Сейчас нас буквально заваливают консервированной музыкальной продукцией, изготовленной из второсортных продуктов, зачастую вредных и опасных. Так ли уж это безобидно?

Искусство, в том числе и музыка, по сути есть духовным отражением объективной реальности. В другом качестве, нежели быть зеркалом эпохи, искусство человечеству было бы не нужно. Шедевры музыки, живописи, литературы характеризуют максимальный уровень развития человека и человечества на том или ином этапе. Судя по звучащей сегодня музыке, свой пиковый уровень человек уже прошёл во времена Бетховена и Чайковского.

Тот музыкальный ширпотреб, который нам навязывается, недостоин нас. Он агрессивно воздействует на психику человека, зомбирует его и лишает чувственности. Мы сидим «на игле» примитивной музыки и сами становимся примитивными.

Один известный украинский рокер в интервью сказал буквально следующее: «Я прослушал свои записи десятилетней давности и убедился, что в то время петь и играть на гитаре я совсем не умел». Кстати, он и сейчас не умеет ни того, ни другого. А где же его «творче сумління і відповідальність» за то, что пользуясь мощнейшим воздействием музыки на психику человека, он десять лет кряду разрушал наши умы и души и продолжает это делать?      

Проблема не нова. Ещё во времена Союза одна популярная поп-группа пела: «Три аккорда, три аккорда, для меня, как три рекорда». Вот как всё просто: с трудом выучить три аккорда на гитаре, и можно об этом «эпохальном достижении» объявлять на всю шестую часть суши. Конечно, такие «артисты» сами люди недалёкие и убогие. Но нас они считают людьми ещё более недалёкими и убогими. Ведь они «звёзды» на сцене, а мы внизу извивающиеся.

Попутно анекдот. К одному преподавателю обратился человек с просьбой по-быстрому научить его играть на гитаре. На первом занятии преподаватель объяснил ему, как держать гитару и показал несколько простых аккордов. Следующий урок был назначен через неделю. Но этот ученик не появился ни через неделю, ни через месяц. Преподаватель случайно увидел его с гитарою в футляре, торопящимся к такси. «Что ж ты не ходишь на занятия?». «Ой, простите, ни минуты свободного времени. Всё концерты да гастроли, знаете ли…»

Таких «музыкантов» несть числа. Они нам «доставляют удовольствие».

ХVІІІ век. Лондон. Знатный лорд говорит композитору Георгу Фридриху Генделю:

- Сэр, сколько удовольствия вы доставляете людям своей музыкой! Гендель (огорчённо):

- Только удовольствие? А я стремился сделать их лучше…

Фабрики звёзд, «Сливки», «Стрелки» и иже с ними, они, что ли, хотят нас сделать лучше?

Иоган Себастьян Бах с утра надевает камзол, припудривает парик и степенно идёт в костёл. Приближается к органу, кланяется ему как высшему существу и садится за мануалы творить Музыку. Скажите на милость, а какая музыка родится у «композитора», сидящего на неряшливой постели с гитарой и сигаретой в зубах?

Как объяснить то воистину чудо, что музыка, созданная триста лет назад, сохранилась для нас? Ни тебе типографии для печатания нот, ни магнитофонов, ни кассет и дисков, вообще никаких средств для хранения и распространения информации. Ответ один и однозначный: значит, эта музыка нужна нам. Всё-таки есть, где-то в космическом эфире, сокровищница высших достижений ума и духа человека и человечества. В этом бесценном хранилище на виртуальных полках хранятся известные и пока неизвестные нам чертежи Леонардо да Винчи, и вторая часть «Мёртвых душ» Н. Гоголя, и еще недоступные нам партитуры И.С. Баха. Восхищаюсь блестящим афоризмом В.Гюго: «Во всём есть музыка; мир исторгает гимн!»

Но не сохранится во внеземной духовной сокровищнице ничего из той «музыкальной пены», которая сейчас так заискивающе и так коварно претендует на место в нашей душе. И мы забудем эту музыку, и космический разум не примет.

 Что же станет музыкальной памятью этих лет? Во все века были и сейчас есть гениально одарённые люди, которые отображают многослойность и полифоничность нашей жизни в больших и малых музыкальных произведениях. Как в своё время это делали Бах, Бетховен, Шостакович и наш Ревуцкий.

А нам нужно быть разборчивей к той музыке, которая нас окружает. «Хор? Оркестр?  Что вы, какой анахронизм!» Позвольте возразить: хоровое и оркестровое звучание, как и любые другие виды «живого» исполнительства, более естественны для нашего ума и сердца, чем чуждая нам музыка без роду и племени.

Николаев совсем не музыкальная периферия. Он наполнен «живой» музыкой. Но она сама к вам в дом, к вашему дивану не придёт. Она, настоящая музыка, ждёт, что вы сами сознательно и с уважением обратитесь к ней. Идите в филармонию, театры, в концертные залы музыкального училища и училища культуры, просто идите навстречу звукам настоящей музыки!

И обязательно зайдите в Николаевский филиал Киевского национального университета культуры и искусств.