imageimageimageimageimageimageimageimageimageimage

«ВСЕ СОКРОВЕННОЕ Я ДОВЕРЯЮ ВАМ»

Эта беседа с заслуженным работником культуры Украины Александром Ивановым состоялась сразу после его авторского концерта в Доме учителя для творческой интеллигенции города. Взволнованный успехом и усталый после часового сольного выступления, Александр Кузьмич тем не менее охотно вступил в диалог с корреспондентом.

Кор. Своим сегодняшним концертом Вы доказали, что авторская песня жива и, как принято сейчас говорить, пользуется спросом. А представителей этого жанра единицы и концерты «поющей поэзии» редкость.

А.И. это можно объяснить сложностью этого своеобразного «творческого многоборья». Совсем непросто быть одновременно поэтом и композитором, певцом и гитаристом. Но, мне кажется, гораздо важней психологические причины. Как известно, человеку свойственно скрывать свои потаенные мысли и чувства, а авторская песня не возможна без духовного самообнажения. Не случайно я свою последнюю книгу стихов назвал «Все сокровенное я доверяю Вам».

Кор. Понятно, что в авторской песне прежде всего ценится искренность автора. И все же, какой должна быть творческая высота современной авторской песни?

А.И. меняется время, видоизменяется и авторская песня. Сейчас вряд ли кого заинтересуют, пусть даже хорошие, стихи небрежно спетые под примитивный аккомпанемент гитары. Сегодня авторская песня не просто «поющееся слово». Это еще плюс ко всему, профессиональная композиторская и исполнительская работа. Современная авторская песня должна быть в равной степени интересной, как в поэтических, так и в музыкальных и исполнительских проявлениях. И, конечно же, обязательно быть искренней, личностной.

Кор. То-есть творческий уровень песни, ее значимость определяется  личность автора. Как у Асадова – «от кочки и до Казбека взависимости от человека».

А.И. Авторская песня предельно демократична, и тематический спектор ее необычайно широк -  от псевдотюремной лирики до частушек  на злобу дня. Но все это окраины, пена. Центральными же темами были и остаются философское осмысление процессов происходящих в жизни и в душе человека, извините за некоторую декларативность этого вывода. Тоже «переболев» желанием всем угодить и понравиться, я пришел к твердому убеждению, что какие бы зигзаги не выделывала жизнь, смещая акценты и понятия, человек в глубине души остается романтиком и его, как и прежде волнуют те же извечные вопросы – победит ли добро зло, есть ли на свете правда и что такое любовь? Мне кажется важным напомнить слушателям, что время течет неумолимо, и каждый прожитый миг единственен и неповторим, что все мы, увы, не вечны.

…  В ночной тиши не каждый замечает,
Как  времени идя наперерез,
Вдруг исподволь биение легчает
И умолкает колокол небес.
Он отзвучит хрустальным перезвоном
С невиданными россыпями нот,
И этот звон печальным унисоном
С последним стуком сердца совпадет …

Кор. Говорят, что авторская песня не просто творчество, а образ жизни. Как Вы пришли к авторской песне?

А.И. Придется начать из далека. Еще в пору моей музыкальной учебы меня увлекла композиция и, как следствие, - творческое сотрудничество с поэтами. Не каждый знает, как много значит при создании песни поэтическое чутье композитора. Нужно не просто выбирать стихи, которые в перспективе могут стать песней, но и работать над ними, - вводить более яркую строку, изменить рифму, а то и полностью написать куплет.   Обычно поэты болезненно реагируют на вмешательство «чужой руки» в свои стихи, но мои правки, очевидно, были настолько удачны, что обычно принимались без обид. Так я на чужих ошибках учился понимать поэтическое слово в песне. А в периоды «творческих несовпадений» с поэтами и «стихотворного голода», писал стихи к своей музыке сам.
    Так рождались мои первые авторские песни, которые сначала с удовольствием слушали мои друзья в узком кругу, а потом они просочились наружу и обрели своих почитателей и скромную известность. Для меня же авторская песня стала моим духовным стержнем, моей религией.

Кор. Скажите несколько слов о себе, - в Николаеве о Вас знают еще мало.

А.И. Сам я родом из Кировоградщины, и вся моя жизнь, педагогическая и творческая деятельность, была связана с этим краем. Работаю в Николаевском филиале Киевского национального университета культуры и искусств заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заведующим кафедрой хорового дирижирования и доцентом кафедры теории музыки. К слову, наш ВУЗ в учебно-воспитательном, научном и творческом отношении очень сильное учебное заведение. Но эта тема отдельного разговора.

Кор. Ваше появление в Николаеве не иначе как результат селекционной работы поющего ректора Михаила Поплавского.

А.И. Да. Я имел счастливую возможность не только общаться с этим неординарным человеком, но и понять его. В моем репертуаре есть любопытная ода – «Песнь о настоящем человеке». Она посвящена Михаилу Поплавскому.

Кор. Ну, и как Вам в Николаеве?

А.И. безусловно Николаев – город достойный любви и уважения. Кстати, об этом я абсолютно искренне высказался в своей «Песне о Николаеве». Она уже звучала в концертах на радио и телевидении, и хочется верить, что николаевцы ее полюбят. Как мне в Николаеве? Дело в том, что для творческого человека важны не только смена адреса или места работы. Главное, почувствовать окружающую ауру и органично войти в нее. Такие обретения не бывают без потерь.

Только теперь я понял, как важна была для меня работа с одаренными детьми, которых дальновидные родители определили ко мне для постижения музыки и поэзии не только с позиции сочинительства и исполнительства, а в их интелектуальном и философском значении. Такое элитное воспитание необычайно пладотворно для ребенка. Надеюсь. Что мои педагогические идеи будут востребованы и в Николаеве.

Кор. Александр Кузьмич! Наша беседа меня все больше увлекает, но все же оставим некоторую недосказанность, как прелюдию будущих встреч с Вами, поэтом, композитором и просто интересным человеком.

А.И. Что ж, тогда до новых встреч!

В.Романюк, «Вечерний Николаев»